Научно-популярная сказка!

ПАРОВОЗ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТАРИК ХОТТАБЫЧ

Попытки создания систем искусственного интеллекта напоминают нам известную детскую сказку о волшебнике старике Хоттабыче. Представим себе, что старик Хоттабыч увидел обыкновенный паровоз, который тянет за собой огромные тяжелогруженые вагоны. Он видит форму, размеры паровоза, но не знает ни его устройства, ни принципа работы, ни того, что человек-машинист управляет сложнейшей машиной. И вот захотел Хоттабыч сделать, разработать, создать такой паровоз. Ну, а что в этом такого сложного? Вот же, перед нами паровоз, все видно, понятно и просто: дым из трубы идет, значит едет паровоз, а когда дыма нет, то паровоз стоит на месте.
Дернул старик Хоттабыч волос из своей бороды, "дзинь" и ... стоит новенький, блестящий "паровоз", из чистого золота сделанный, дорогими коврами увешанный. Из трубы "паровоза" дым валит, но ... не движется "паровоз", только на одном месте стоит и "сверкает в лучах заходящего солнца". Хорошо, если Хоттабыч, хотя бы, знаком с устройством колес и смог воспроизвести их. Тогда этот "паровоз" можно будет, по крайней мере, хотя бы, подталкивать и катать. А если удастся поднять, затащить этот "паровоз" на горку, то тогда он даже сам, сам покатится. Но ... не далеко, а только пока спуск не кончится. Потом снова можно поднять "паровоз" на горку, и снова, и снова...
Так же и человек - увидел интеллект, вроде бы выяснил, как он выглядит и решил сделать искусственный "интеллект". Склепал, собрал, сделал. И, вроде бы, внешне все есть у этого "интеллекта". Разрабатывая различные алгоритмы и создавая программы, человек поднимает свое творение - "интеллект" на "горку". Чем больше и чем лучше алгоритмы, тем выше такая "горка". Тем дальше может "самостоятельно" "скатываться", т.е. решать задачи, "паровоз" - "интеллект", причем без помощи человека. Рукоплещут зрители, кричат мальчишки, взволнованно дышат барышни: "Смотрите, смотрите! Машина сама, сама решает задачи!! Браво!!!" Победа!?!? Теперь еще можно добавить: "компьютер обыгрывает человека в шахматы!" и т.п. Но, кончилась "горка" и ..., оказывается, что не машина "сама", а человек с помощью машины решал те самые задачи, разрабатывал алгоритмы, писал программы. Какой конфуз! Какая неудача!! Какой провал!!!
Сейчас, наука пошла дальше в изучении "паровоза" - интеллекта. Известно уже, зачем ему колеса, почему дым идет из трубы. Вроде бы теоретически известно, как работает двигатель. Известно, что любая строго ограниченная область мыслительной деятельности человека, в принципе, может быть формализована, описана алгоритмически и, следовательно, может быть воспроизведена, повторена, проделана машиной, ЭВМ. Лихо и шустро, с бравым видом, "с блеском" скатываются "паровозы" с высоких, крутых Алгоритмических и Программных "гор". Естественно, скатываются они по рельсам, которые проложил человек. Но, задумался уже человек: "Кто же управляет паровозом?". Вот стоит человек и рассуждает: "Кто (или что) управляет мышлением? Как оно возникло?". А ответ, пока, только такой. Раз сам сделал паровоз - "интеллект", то сам и управляй им, пока ничего, более лучшего не придумано.
Вот так и стал человек - "машинистом" искусственного интеллекта-паровоза. Сам дорогу выбирает, сам уголь в топку подбрасывает. Паровоз же пыхтит, дым в небо пускает и тянет, тянет тяжелый груз "науки", который стал уже непосилен для не оснащенного, невооруженного никакой техникой человека. Когда же перестанет удовлетворять паровоз - слишком медленно, да и груз все тяжелее и тяжелее, не справляется паровоз - тогда, человек сядет, задумается и создаст нечто, более мощное, скоростное - электровоз. Полезай человек опять, в кабину и - в путь, по нелегкому пути Познания. Не будет справляться электровоз? Тогда, человек, создай что-нибудь более пригодное. Вот такой трудный путь. Все в твоих руках! Человек!!!

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - КАК ЦЕЛЬ И ГОРИЗОНТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Понятие "искусственный интеллект", в некотором роде, можно сравнить со "средством передвижения". Чем дальше движется человек, тем выше и жестче требования к "средству передвижения", к его возможностям и способностям. Обратим внимание на такой факт. Чем дальше мы развиваемся, тем более совершенными и разнообразными становятся средства передвижения: ноги, телега, карета, автомобиль, паровоз, электровоз, самолет, ракета ... Но и предыдущие, прошедшие этапы забывать нельзя. С появлением автомобиля человек не перестал ходить пешком, так и, с появлением ЭВМ человек не должен разучиться считать, творить, рисовать, писать тексты и логически рассуждать.
Приведем еще несколько аналогий между паровозом и искусственным интеллектом. Так много в настоящее время существует разнообразнейших средств передвижения. Так различны их назначения, размеры и возможности. И ведь все они нужны! Следовательно, и в области ИИ должно быть разработано и создано много различных по назначению и по возможностям систем. В принципе, сейчас можно создать некое универсальное средство передвижения, хотя это достаточно сложно (но некоторые прообразы таких средств уже есть). Это средство будет ездить, летать и плавать. Мы затратим, "угробим" на его создание массу сил, средств и ресурсов. Но можно уже сейчас: ездить на автомобиле, летать на самолете и плавать на пароходе. Все это уже существует. Зачем же тогда изобретать универсальное транспортное средство.
Универсальный искусственный интеллект, по нашему мнению, подобен такому универсальному средству передвижения, которое возможно, но практически, не очень нужно. Зачем же тогда создавать универсальный ИИ? Только, если в качестве некоего "идеала", цели, "горизонта". Некоторая система ИИ может состоять из множества специализированных, более простых и доступных "искусственных интеллектов" - каждый из которых может выполнять что-то одно, какую-либо конкретную функцию. А в целом, в совокупности, такая обобщенная система, уже сейчас, может доставить нас и на Луну, и в ближайшую булочную, и переправить через океан. Она может практически все, что угодно, да к тому же, это и реальнее, и проще, чем "универсальный транспорт".
Наконец, вспомним о том, для чего все это разрабатывается, конструируется, создается? Все это делается для расширения возможностей человека, для повышения "выживаемости" человеческого рода, ведь мышление - это то, что позволяет выжить человеку, в глобальном, широком значении этого слова. Рассматривая проблему ИИ в таком аспекте, приходим к тому, что машина, в широком смысле, всегда была, есть и будет только средством достижения цели человека и ничем более того. А в противном случае, может "думающая" машина сама станет человеком?
Затронем, еще один аспект проблемы ИИ, с точки зрения теории активного отражения. Опять воспользуемся аналогией паровоз - ИИ. Проблема создания паровоза гораздо проще, чем проблема создания, моделирования "искусственного машиниста", а тем более, "искусственного создателя паровоза". Всему свое время! Может быть, когда-нибудь и потребуется создать "искусственного машиниста". Скорее всего, это потребуется для некоторых специальных, чисто исследовательских целей. А иначе, если будет создан "машинист", который будет управлять паровозом без вмешательства человека, то, что останется на долю самого человека? Возможны варианты. Например, осознать свою ненужность, непричастность к дальнейшему продвижению по пути познания Истины и ... выброситься на полном ходу из поезда. Или, можно сломать "искусственного машиниста" и опять самому управлять паровозом. Или заняться разработкой и усовершенствованием своего "транспортного средства", "искусственного машиниста". Проблем-то остается еще очень и очень много.
Даже, если искусственный интеллект, как цель работ, подобен "вечному двигателю" или "философскому камню", то, все равно надо к нему идти, стремиться, двигаться. Ибо, по пути, мы узнаем много нового, полезного и интересного. Не беда, если при этом мы так и не создадим идеальный, универсальный, абсолютный ИИ. Тем более, выясняется, что он не очень то и нужен, гораздо важнее, сейчас, создание узкоспециализированных средств, искусственных интеллектов. На данном этапе развития этой области исследователи уже прошли ту стадию, когда считалось, что можно быстро создать ИИ и осталось уже не много, еще чуть-чуть и ... тайна будет раскрыта.
И хотя все еще не все отказались от этой мысли, как от первостепенной, первоочередной, но ... мы еще пока сами не сели в кабину паровоза. А продолжаем "катать паровоз с Алгоритмических гор". Проблема "Универсального Мыслителя" откладывается до тех пор, пока не наберемся сил, пока не поймем того, что же мы все-таки от него хотим и как он должен выглядеть, работать, мыслить. Сейчас необходимо решать неотложные практические задачи и теоретически разобраться с проблемой активности, тайной порождения, возникновения знака, информации.
Необходимо создать, разработать теорию активного отражения, что позволит нам осознать все сложности и трудности проблемы моделирования мышления, а также позволит наметить "вехи" на пути создания интеллектуальных систем, в самом изначальном смысле этого слова.
Не надо пытаться уже сейчас создавать искусственного мыслителя, искусственного человека (клона). Людей и так достаточно на Земле. Зачем создавать еще одного? Тем более, что в настоящее время, к сожалению, мы просто не в состоянии сделать это, более того, мы не знаем как, в какой последовательности, это делать. Мы просто не готовы к решению этой проблемы, мы не в силах сделать этого. Мы даже не осознаем всех проблем, которые возникают при такой глобальной постановке вопроса. Мы в самом начале долгого и трудного пути, а "ношу", груз надо выбирать себе по силам.
Впрочем, биологи уже совершенно серьезно говорят о клонировании человека, т.е. дословно - о создании искусственного человека, искусственного разума. Ведь биологи утверждают, что теоретически все проблемы уже решены. Клонирование человека - это решение проблемы искусственного интеллекта?
Надеемся, что осознание ИИ как теории активного отражения, приблизит нас к цели, позволит взяться за "ношу знаний" потяжелее и идти к цели, хоть чуть-чуть, быстрее. А пока Искусственный Интеллект - это Горизонт и никто не может обоснованно сказать - достигнем ли мы его или нет. Надеемся, что полученные нами научные результаты и дальнейшая разработка теории активного отражения поможет нам ответить на интересующие нас вопросы.


Скачать сказку

Переход на главную страницу сайта

E-mail: ovar@narod.ru

Используются технологии uCoz